Воспитание детей в неполной семье

Воспитание детей в неполной семье

Не каждая полная семья является гарантией хорошего воспитания. Порой в самых как будто бы благополучных семьях растут очень невоспитанные дети. «Полнота» семьи сама по себе не может быть залогом воспитательных успехов, так же как «неполнота» семьи совсем не означает. Что в ней обязательно должна присутствовать масса трудностей.

Дети в полной семье, так же как и дети, свое детство проживающие только с матерью или бабушкой, развиваются по одним, и таем же биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в одном: на одной стороне более благоприятные условия, чем на другой. И то это относительно. Жизнь ребенка только с матерью или только с отцом не развивает в нем какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства. Будут ли эти обстоятельства использованы правильно или неверно, принесут ли они хорошие или плохие результаты – это зависит от целого ряда факторов.

Наиболее частой является ситуация, когда мать одна воспитывает ребенка. В неполной семье  может возникнуть с самого начала следующая трудность. Вполне понятно, что одинокая мать больше занята, чем мать в полной семье. А возможно, что одинокая мать больше занята своими личными проблемами. Такая мать меньше занимается ребенком, иногда даже перестает заботиться о нем. В жизни бывают и противоположные случаи. Некоторые матери в испуге от того, что они мало заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за него или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают ребенка впечатлениями, всячески стараются ускорить его развитие. Избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток, так как можно сформировать равнодушие или вызвать активное сопротивление. Мать порой не может понять причины, из-за которых ребенок злится, ничего не хочет видеть, слышать, ни с чем и ни с кем не хочет играть, т.е. становится «трудновоспитуемым».

Опасность заключается в односторонности процесса воспитания. Если в семье есть мать, отец и ребенок, то в ней существует три вида взаимных отношений. Если в семье двое детей и двое родителей, то взаимных отношений уже шесть видов. С прибавлением каждого нового члена семьи прибавляется вид отношений. Однако с каждым уходящим членом семьи убывают и определенные отношения. Если мать остается с ребенком одна, то будет только один вид отношений. Изменяется не только количество, но и качество взаимоотношений. Эти изменения легко представить. Ведь мужчина даже на руки берет ребенка иначе. Отец по-другому с ним разговаривает, ведет себя, он приносит домой иные вещи и т.д. Ребенок привык к постоянным действиям отца.

Некоторые дети, которых воспитывала только мать и они находились в основном в женском окружении, бывают безудержно радостны и возбуждены, когда вступают в контакт с мужчиной. Это не связано с быстрым возникновением чувства любви, а происходит по другой причине:  в общении с мужчиной ребенок открывает для себя новый, неизвестный ему до сих пор мир.

Другой случай. Мать, одна воспитывающая ребенка, нередко обращается за рекомендациями в к научной литературе, пособиям, слушает лекции… Это заслуживает одобрения. Однако они могут помочь матери только тогда, когда она изучит своего ребенка, познает его индивидуальные особенности.

В реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта неполная семья чаще всего мало отличается от полной семьи. Когда ребёнок живёт только с одним родителем, ему совсем не угрожает лишение возможности совершать «открытия», играть, познавать окружающую среду и её законы. Первое социальное обучение происходит обычно в самом узком семейном кругу, так что при нормальных условиях мать сама может с этим справиться. Когда никто не нарушает спокойную жизнь матери и ребёнка, то в этом даже есть определенный положительный смысл.

С практической точки зрения, особенно одинокой матери, очень удобно, когда её ребёнок и его воспитание не являются причиной конфликтов. Хорошее поведение ребенка можно поощрять «вознаграждениями», которыми могут быть, прежде всего, похвала, улыбка, радостное одобрение. Нежелательное поведение ребенка нельзя недооценивать, оставлять без внимания. В таких случаях надо отказать ребенку в благосклонности, сдержанностью и всем своим  видом показать свое отрицательное отношение к его поступку.

Как правило, мать чаще всего стремится защитить ребенка, хочет иметь его всегда в пределах досягаемости или хотя бы под присмотром, поэтому отдаёт предпочтение свободной игре. Отец, наоборот, в большинстве случаев разрешает ребенку свободные движения, доставляет ему радость, позволяя шалить. Отец может носить его на плечах и радоваться тому, что ребенок этого не  боится, ходить с ребёнком на длительные прогулки, показывать ему машины и их техническое оснащение, то есть совершенно по-своему вводить ребёнка в «мужской мир». Для одинокой матери, если она живёт с ребёнком одна, возникает необходимость расширять свои возможности, чтобы удовлетворить различные интересы ребёнка.

В неполной семье есть ещё одна проблема. Она также связана с самим ребёнком. Психологические исследования показали: очень хорошо эмоционально развиваются в неполных семьях те дети, матери которых готовы с находчивостью отвечать на их вопросы, комментировать их поступки. Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребёнком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребёнка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

У матери, оставшейся с ребёнком, может возникнуть тенденция строго следить за проявлением у ребёнка склонности к таким интересам, которые бы с радостью удовлетворил его отец, так как ему было бы приятно. В связи с тем, что мать питает к своему бывшему мужу глубоко  укоренившееся  чувство обиды, в ней возникает противодействие и к его системе ценностей, она не видит в этом человеке ничего хорошего. Больше того, женщина порой начинает прогнозировать: «неправильное развитие ребёнка идёт из-за плохой наследственности». В дальнейшем, когда, например, у девятилетнего мальчика появляется интерес к спорту, что является следствием нормального развития, мать видит в этой склонности сына «опасную» направленность, унаследованную от отца-спортсмена.

Родителям, воспитывающих детей в неполной семье, надо помнить об опасности одностороннего воспитания, стараться избежать его. Воспитывающего родителя должно хватить на всё независимо от числа  возникающих ситуаций. Мать начинает «воевать» против этого увлечения, пытается предложить ребёнку другие интересы. Возможно, она и победит в этот период, но плоды ее победы весьма проблематичны. Если даже мать добьется своего, то очень сомнительно, принесёт ли пользу ребёнку его искусственный отрыв от полезных занятий.

Другая распространенная ситуация. Есть матери, склонные быть постоянно связанными с ребёнком, так как они ищут источник жизненной уверенности только в своём ребёнке. Таким образом, на ребёнка возлагается тяжёлая миссия, которую он, конечно, не в состоянии полностью выполнить. Даже если ребёнок старается быть для матери «всем», он не может постоянно находиться  около неё, постепенно он будет отдаляться.

Каждому ребёнку необходимо уяснить собственное «я», почувствовать, что он личность, которую принимают и признают окружающие. Для маленького ребёнка окружающее общество-это его семья. Именно в ней уясняется «я» ребёнка. Для ребёнка не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей, которые создают его общество. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребёнок может жить только с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознаёт, что в глазах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждёт.

Комментарии запрещены.