Откуда берутся двойки

Большинство жалоб родителей младших школьников связано с неуспеваемостью, которая, как правило, является для них неожиданной. При этом под неуспеваемостью не всегда понимаются двойки: для многих родителей тройка – трагедия, а четверка – оценка, угрожающая неуклонным сползанием вниз.

Эта позиция может показаться кому–то удивительной. Действительно, большинство взрослых с недоумением возразят «Что тут волноваться? Четверка – это ведь хорошо, а тройка, хотя и неважно, но с кем не бывает!» Однако всегда на один первый класс есть, по меньшей мере, одна мама, которая не допускает мысли, что ее дочка или сын вдруг может оказаться не отличником. Обычно она страшно волнуется, следя за ответами своего ребенка при первом знакомстве: краснеет, бледнеет, шепчет что–то про себя, заискивающе заглядывает в глаза учителю. Причем это заискивание мгновенно может перейти в требовательность и даже грубость, если ей покажется, что учитель недостаточно внимательно отнесся к ребенку или если он не хочет ждать, пока тот продемонстрирует все, что умеет.

У многих родителей имеется твердая убежденность, что их ребенок (такой способный, с ним так много занимались!) будет получать только пятерки. Здесь упор делается на усилия и способности ребенка, у него задолго до школы формируется соответствующая установка, его готовят к школе очень серьезно, активно и, чем больше сил вкладывают родители в этот процесс, тем больших успехов ждут от него.

Если мама заранее претендует на особое положение своего сына, пока он еще не начал учиться, лишь на основании того, что она целый год с ним  занималась, и он справлялся с ее требованиями, то вовсе не исключено, что не  ребенок, а она будет переживать из–за каждой четверки в тетради. Страдает мать и  вместе с ней страдает ребенок. Он чувствует себя причиной ее постоянного огорчения, его эмоциональная напряженность растет.

Случайные ошибки, погрешности, вызванные невнимательностью, естественны для любого ребенка этого возраста. Но если чрезмерно фиксировать на этом внимание, неразумно форсировать требования, можно добиться только того, что резко повысится тревожность ребенка, а это почти автоматически затрудняет для него и способность к восприятию нового. Возникает странное положение, ребенок чувствует (не осознавая), что вернуть мамину любовь, эмоциональный контакт с ней он не в силах, что нужен маме не он, а его пятерки.

Страх допустить ошибку, постоянная тревога и неуверенность приводят к увеличению количества ошибок, ожидание маминого огорчения еще больше усугубляет его состояние. Выход из этого замкнутого круга видят только в одном: «Я не буду этого делать, я не умею, у меня все равно не получится».

Завышенные требования родителей – одна из причин появления неожиданных двоек, троек, упрямства, грубости или, наоборот, капризов, замкнутости, отказа от контакта с родителями.

Причина здесь не в том, что ребенок глупый или упрямый, а в том, что  родители нетерпеливо ждут пятерок, грамот, медалей и всеобщего восхищения и никак не могут вместе с сыном порадоваться тому, что целая страница написана им без единой помарки. Когда все внимание мамы направлено только на оценки есть опасность, что она не станет интересоваться его радостями и огорчениями, не связанными с успеваемостью, ее просто не хватит. В этой ситуации родители могут «управлять» успеваемостью ребенка до тех пор, пока он эмоционально связан с ними. А поскольку своим собственным отношением они разрушают эмоциональный контакт, то это положение долго не продлится. Когда же ребенок перестает реагировать на то, что мама расстраивается из–за троек, обнаружится, что своих собственных мотивов к хорошей учебе у него нет. Соответственно возникает безразличие или отвращение к школе.

После исчезновения «Эмоционального» стимула не включается гораздо более естественная потребность, так как и не была сформирована. Следовательно, для ребенка процесс обучения становится бесцельным. К четвертому классу 90% детей теряют интерес к школе и обучению, но так хотелось бы этого избежать!

Не стоит думать, разумеется, что оценка взрослого однозначно определяет успеваемость ученика. Причины пугающей нас неуспеваемости могут корениться в неполной психологической готовности к обучению в школе. В индивидуальных особенностях ребенка, в характере его учительницы, в том, насколько удачно сложились отношения с ней и с одноклассниками. Конечно, есть заведомо значимые причины, ведущие к неудачам при обучении в первом классе, вытекающие из несформированности необходимых навыков и умений. Так недостаточное развитие мелких движений пальцев и кисти рук может привести к  неудачам в написании букв, цифр, работе с конструктором, цветной бумагой на труде, красками и фломастерами на рисовании. Дефекты речи и слуха ведут к трудностям в чтении и усвоении орфографии.

Исследования психологов показывают, что одни дети считают ценным то, что слышат от взрослых, формирующаяся у них система ценностей строится по «взрослому» образцу. Основное для таких детей в школе – это уроки, возможность научиться чему–то, в частности читать, считать, писать, то есть типично школьные виды деятельности. Они доставляют им удовольствие, их радует каждый успех и каждое достижение, по крайней мере, в первом классе. Про таких детей можно сказать, что к школе они готовы, учиться могут.

Другие дети ценят не это. Гораздо привлекательнее, чем уроки для них все остальное – общение, игры, экскурсии,  дежурство по классу. Они высоко ценят возможность поднять руку, встать и что – нибудь сказать (не обязательно то, о чем спросил учитель. Часто такие дети начинают рассказывать о вещах, совсем не связанных с вопросом. Например, на вопрос: «Сколько букв в слове «коза»? – может последовать ответ: «А я была летом у бабушки в деревне, там у нее козы нет, зато какой теленочек!»)

Такие дети не полностью готовы к школе: мотивация у них носит ярко выраженный дошкольный неучебный характер. Однако это не значит, что они глупые или неразвитые, просто они не вполне доросли до того, чтобы сделать свой первый шаг к взрослой жизни. Не спешите отдавать их в школу в 6 лет. А если отдали, то помогайте им. Настроить такого ребенка на учебу – дело не одного – двух дней, это потребует от вас длительной целенаправленной работы.

В случае, когда подобная работа не проводится, когда шестилетний ребенок предоставлен себе, привлекательность школы для него исчезает для него к концу первой четверти, а то и раньше, ему становится скучно в школе, учеба его не интересует. На вопрос «Ну что ты сегодня получил?» — ребенок может равнодушно ответить: «Двойку». Если поинтересоваться, за что ему поставили двойку, он с неподдельным недоумением ответит: «Не знаю».

В этом случае надо немедленно разобраться, что происходит, иначе двойка станет привычной для него оценкой. Требовать от ребенка, чтобы он хорошо учился при условии, что не вполне готов к школе, бессмысленно. Научить его учиться – ваша задача!

 

Литература: «Трудные  дети  или трудные  родители?» Елена Волкова

М. «Профиздат»1992г.

Комментарии запрещены.